Как справляться с агрессией на работе?

Прежде всего хотелось бы разобраться что такое агрессия и причины, которые ее вызывают.

Агрессией мы, как правило называем поведение, которое не вписывается в привычные нормы и правила поведения, т.е. является социально неодобряемым.

Причины могут быть разные: спор, не соответствие реальной ситуации ожидаемой, неудача и т.д., главное — что мы рассматриваем то или иное событие с точки зрения угрозы нашей самооценке, привычному состоянию, комфорту, безопасности. Т.е. агрессивное поведение наступает тогда, когда ситуация рассматривается нами (не является обязательно в реальности таковой!), как бесконтрольная, тогда возникает чувство беспомощности. Данное чувство тяжело переносится, т.к. вызывает тревогу, страх — а как следствие выброс гормонов адреналина, после чего запускается реакция «бей или беги» и человек либо в ярости уходит от конфликта, оставаясь в таком нервном состоянии, не дав выхода эмоциям, либо начинает нападать, обороняться, т.е. вести себя агрессивно по отношению к оппоненту. Надо заметить, что агрессия часто не контролируемый процесс. И мы понимаем, что сами того не хотя, включились в конфликт, ссору, ведем себя агрессивно. Что же тогда делать? Как быть, когда эмоции взяли вверх?

 

Рекомендации, чтобы справляться с агрессией:

  • Cначала ее нужно идентифицировать, «поставить себе диагноз» — я сейчас сильно злюсь, я в бешенстве. Т.к. пока вы себе этого не скажете, не признаете факт, то и работать получается не с чем!
  • Далее постарайтесь переключиться с эмоциональной составляющей на логическое мышление — так чего же я действительно хочу в этой ситуации? — покричать, решить вопрос, доказать свою точку зрения, объяснить собеседнику, что он не прав и т.д., а тогда хорошую ли я выбрал стратегию для этого? есть ли лучшие способы решить данный вопрос?
  • Как правило, конфликтные ситуации кажутся нам смешными и не заслуживающими внимания через несколько дней, недель. Поэтому, задайте себе вопрос — Будет ли это ситуация для меня значима через какое-то время или это временное неудобство? Насколько это вообще важно мне по жизни? Не буду ли я потом жалеть о данном конфликте или хотеть его изменить? Осознание незначительности ситуации ведет также, к снижению агрессии.
  • Можно сделать несколько глубоких вдохов. Главное, чтобы выдох был длиннее вдоха. Это вызовет небольшое расслабление.
  • Старайтесь говорить чуть медленнее, спокойнее.
  • Отделите себя от ситуации. Проанализируйте, действительно ли человек с которым происходит конфликт, имеет что-то лично против меня, возможно, у него был трудный день, он не воспитан, он болен и т.д. Когда вы понимаете, что ситуация лично вас не касается, вы просто оказались не в том месте не в то время, то агрессия, также, снижается.
  • Постарайтесь отвлечься и переключиться на другой вид деятельности. Хорошо подходит однотипный, монотонный труд.
  • Если есть возможность, поговорите с кем-то, кто может вас выслушать и поддержать. В данном случае, также, наступает разрядка.
  • Если вы устранились от конфликта и «носите агрессию в себе»,  то по-возможности, сделайте несколько приседаний, пройдитесь, займитесь спортом. Одним словом дайте выход энергии, разрядку своему телу хотя бы после. Это необходимо для того, чтобы нормализовалось давление, дыхание, снизился уровень гормонов в крови.

Одна из типичных проблем современного общества заключается в том, что тело привычным образом реагирует на стресс, а разрядка не происходит. Мы не можем позволить себе накричать на начальника, подраться с клиентом, поэтому отсутствие «разрядки» негативно влияет на наше здоровье. Активный же образ жизни помогает получить разрядку в приемлемой форме.

 

Чего не стоит делать, когда вы понимаете, что агрессия нарастает:

  • Спорить
  • Переходить на личности
  • Говорить, что клиент сам виноват и что-то неправильно понял или сделал
  • Повышать голос
  • В данном случае это только усугубит ситуацию.

     Если нужно снизить агрессию у собеседника:

  • Дайте ему “выпустить пар”, выговориться
  • Говорите чуть медленнее
  • Можно “отзеркалить”  его чувства — Я вижу, вы очень      раздражены, устали
  • Используйте слова: “да-да, конечно”
  • Используйте слова: “давайте вместе.., мы с вами.. решим,    договоримся..”
  • Иногда уместно пошутить, чтобы разрядить обстановку
  • Называйте человека по имени (если вы знакомы)
  • Извинитесь, если ситуация того требует
  • Если ничего не помогает используй технику ЗМК  (Заткнись -Молчи -Кивай)

 

Помни, что агрессия — это деструктивное поведение, которое, как правило, не приводит к достижению цели, несет  в себе много негативных переживаний и вредна для здоровья. Старайся избегать вспышек агрессии!

 

Веди размеренный образ жизни, высыпайся, гуляй на свежем воздухе, правильно питайся, не смотри  агрессивные фильмы, это также укрепит ваши эмоциональные реакции.

 

 

Д. Карнеги «Агрессия подобна почтовых голубям, которые всегда возвращаются обратно.» Дейл Карнеги

    Консультация бизнес-тренера

    Ольга Костюхина

    бизнес-тренер, коуч

    Бизнес-тренинги в Москве