Прежде всего хотелось бы разобраться что такое агрессия и причины, которые ее вызывают.
Агрессией мы, как правило называем поведение, которое не вписывается в привычные нормы и правила поведения, т.е. является социально неодобряемым.
Причины могут быть разные: спор, не соответствие реальной ситуации ожидаемой, неудача и т.д., главное — что мы рассматриваем то или иное событие с точки зрения угрозы нашей самооценке, привычному состоянию, комфорту, безопасности. Т.е. агрессивное поведение наступает тогда, когда ситуация рассматривается нами (не является обязательно в реальности таковой!), как бесконтрольная, тогда возникает чувство беспомощности. Данное чувство тяжело переносится, т.к. вызывает тревогу, страх — а как следствие выброс гормонов адреналина, после чего запускается реакция «бей или беги» и человек либо в ярости уходит от конфликта, оставаясь в таком нервном состоянии, не дав выхода эмоциям, либо начинает нападать, обороняться, т.е. вести себя агрессивно по отношению к оппоненту. Надо заметить, что агрессия часто не контролируемый процесс. И мы понимаем, что сами того не хотя, включились в конфликт, ссору, ведем себя агрессивно. Что же тогда делать? Как быть, когда эмоции взяли вверх?
Рекомендации, чтобы справляться с агрессией:
- Cначала ее нужно идентифицировать, «поставить себе диагноз» — я сейчас сильно злюсь, я в бешенстве. Т.к. пока вы себе этого не скажете, не признаете факт, то и работать получается не с чем!
- Далее постарайтесь переключиться с эмоциональной составляющей на логическое мышление — так чего же я действительно хочу в этой ситуации? — покричать, решить вопрос, доказать свою точку зрения, объяснить собеседнику, что он не прав и т.д., а тогда хорошую ли я выбрал стратегию для этого? есть ли лучшие способы решить данный вопрос?
- Как правило, конфликтные ситуации кажутся нам смешными и не заслуживающими внимания через несколько дней, недель. Поэтому, задайте себе вопрос — Будет ли это ситуация для меня значима через какое-то время или это временное неудобство? Насколько это вообще важно мне по жизни? Не буду ли я потом жалеть о данном конфликте или хотеть его изменить? Осознание незначительности ситуации ведет также, к снижению агрессии.
- Можно сделать несколько глубоких вдохов. Главное, чтобы выдох был длиннее вдоха. Это вызовет небольшое расслабление.
- Старайтесь говорить чуть медленнее, спокойнее.
- Отделите себя от ситуации. Проанализируйте, действительно ли человек с которым происходит конфликт, имеет что-то лично против меня, возможно, у него был трудный день, он не воспитан, он болен и т.д. Когда вы понимаете, что ситуация лично вас не касается, вы просто оказались не в том месте не в то время, то агрессия, также, снижается.
- Постарайтесь отвлечься и переключиться на другой вид деятельности. Хорошо подходит однотипный, монотонный труд.
- Если есть возможность, поговорите с кем-то, кто может вас выслушать и поддержать. В данном случае, также, наступает разрядка.
- Если вы устранились от конфликта и «носите агрессию в себе», то по-возможности, сделайте несколько приседаний, пройдитесь, займитесь спортом. Одним словом дайте выход энергии, разрядку своему телу хотя бы после. Это необходимо для того, чтобы нормализовалось давление, дыхание, снизился уровень гормонов в крови.
Одна из типичных проблем современного общества заключается в том, что тело привычным образом реагирует на стресс, а разрядка не происходит. Мы не можем позволить себе накричать на начальника, подраться с клиентом, поэтому отсутствие «разрядки» негативно влияет на наше здоровье. Активный же образ жизни помогает получить разрядку в приемлемой форме.
Чего не стоит делать, когда вы понимаете, что агрессия нарастает:
- Спорить
- Переходить на личности
- Говорить, что клиент сам виноват и что-то неправильно понял или сделал
- Повышать голос
- В данном случае это только усугубит ситуацию.
Если нужно снизить агрессию у собеседника:
- Дайте ему “выпустить пар”, выговориться
- Говорите чуть медленнее
- Можно “отзеркалить” его чувства — Я вижу, вы очень раздражены, устали
- Используйте слова: “да-да, конечно”
- Используйте слова: “давайте вместе.., мы с вами.. решим, договоримся..”
- Иногда уместно пошутить, чтобы разрядить обстановку
- Называйте человека по имени (если вы знакомы)
- Извинитесь, если ситуация того требует
- Если ничего не помогает используй технику ЗМК (Заткнись -Молчи -Кивай)
Помни, что агрессия — это деструктивное поведение, которое, как правило, не приводит к достижению цели, несет в себе много негативных переживаний и вредна для здоровья. Старайся избегать вспышек агрессии!
Веди размеренный образ жизни, высыпайся, гуляй на свежем воздухе, правильно питайся, не смотри агрессивные фильмы, это также укрепит ваши эмоциональные реакции.