Упражнения для детей 1-2, 2-3 года

Услуги психолога при оказании помощи детям.

Эти упражнения используют детские психологи для определения направления работ для помощи детям.

Упражнения 1-2 года

1. Игры с цветом.
«Разноцветное мороженое».
Вам понадобятся разноцветные стаканчики и шарики (мячики) соответствующих цветов. В круг посадить любимые игрушки ребенка. Ребенку предлагается покормить гостей мороженым. Например, у мишки красная рубашка и он хочет красное мороженое. В стаканчик красного цвета кладется красный шарик и предлагается мишке.
2. Игры с материалом.
Шифон – замечательный материал для игр. С помощью него легко познакомить ребенка с цветом и фактурой, также легко усвоится понятие «легкий». Кроме того, шифон прозрачный.
«Цветная мама» или «Цветной взгляд на мир».
В основе этих игр – любимая игра ребенка – прятки. Мама накидывает на себя шифоновые платки разных цветов. Ребенок ее легко находит. Кроме того, Вы скоро поймете какого цвета мама ему больше нравится. Теперь в ту же игру поиграйте с ребенком. Накидывайте на него цветные платки, через них хорошо видна улыбающаяся мама и мир приобретает абсолютно другой оттенок.
3. Игры с тестом, песком, сыпучими материалами.
Кухня – это место особо привлекающее малышей. Да и мама проводит на кухне много времени. Почему бы не превратить это место в увлекательную страну для маленького исследователя.
«Зернышки для курочки».
Вам понадобится зеленый лист бумаги и игрушечная курочка. Объясните ребенку, что бумага – это полянка и курочка пришла поклевать зернышки. Дайте ребенку кусочек крутого теста, от которого он будет отщипывать зернышки и класть их на полянку, чтобы покормить курочку. Курочка обязательно благодарит малыша.
«Пластилиновая рыбалка».
Нащипите вместе с ребенком кусочки разноцветного пластилина. Это будут рыбки. Скатанную пластилиновую колбаску прикрепите к палочке – это удочка. Теперь попробуйте поймать рыбку. Если кусочки пластилина небольшого размера и не приклеены к поверхности, они легко прилепятся к удочке. Улов складывайте в крышечку. Потом рыбок можно отпустить «обратно в море» и по желанию начать игру с начала.
4. Игры с красками.
«Рисование губками».
Хороши для печатания и губки. Они позволяют отпечатывать разные изображения. Интересные фигурки вы може¬те вырезать сами или поискать в магазине. Губкой можно как размазывать краску, так и примаки нить. Если первым ребенок займется сам, то способу примакивания его надо на¬учить. Для этого возьмите руку ребенка в свою руку. С помо¬щью печатных изображений у вас могут получиться первые сюжетные картины: плавающие в пруду утята, гуляющие на лугу коровы, цветочная клумба и т. п.
«Рисование валиками»
Расстелите на полу большой лист бумаги. Подберите для малыша небольшой легкий поролоновый валик, который ис¬пользуют для ремонта квартир. Обмакните его и краску. По-кажите, как катать валик по листу. Возможно, такие «ма¬лярные» работы придутся по вкусу юному художнику.
Можно предварительно наклеить на лист силуэты каких- нибудь фигурок. А после того, как краска подсохнет, отклей¬те шаблоны. Может быть, малыш попробует угадать, что он нарисовал.
«Рисуем маминой помадой»
Маленьким детям нравится наблюдать за тем, как мамы используют косметику по назначению. Но если вдруг малы¬шу попадет в руки мамина помада, то результат ее примене¬ния может быть непредсказуемым. Поскольку запретный плод для ребенка особенно желанен, то попробуйте сбить охотку, рисуя косметическими средствами организованно.
Дайте малышу большой лист бумаги. Выберите из своей коллекции старые помады или те, цвет которых вышел из моды, или купите недорогие помады нужных цветов в мага¬зине. Учтите, что длинные помады быстро ломаются под на¬жимом малыша, поэтому лучше их сразу укоротить. Объяс¬ните малышу, что эти — для него, а другие — мамины и их трогать нельзя. Сразу после игр убирайте такие материалы в недоступное для ребенка место. Можно рисовать старыми тенями для век, растирая их пальчиками, ватными палочка¬ми или ненужными кисточками из косметического набора. Можно использовать для раскрашивания поделок и лак для ногтей, но с особой осторожностью, так как, если малыш испачкается, отмывать его придется с растворителем.
Лучше не использовать взрослую косметику для раскра¬шивания детского личика, это может вызвать аллергичес¬кую реакцию на коже. Для боди-арта используйте специаль¬ные детские краски для грима.
5. Игры с конструированием.
«Конструктор из губок»
Купите в магазине хозяйственных товаров несколько на¬боров губок для мытья посуды. Это прекрасный материал для конструирования и стимулирования исследовательских навыков ребенка. Благодаря шершавой поверхности башни из губок не разваливаются. Этот материал, используемый вместе с деревянными кубиками, позволяет ребенку ощутить разницу между легкими и тяжелыми предметами, мягкими и твердыми, так как губки, в отличие от кубиков, можно легко сжать в руке. А если в процессе исследования добавить воду, ребенок на практике может убедиться, что поролон легко впитывает воду.
6. Тренировка пальчиков
Детям очень нравятся игры с пальчиками, особенно, если они сопровождаются веселыми стихами. Старайтесь вов¬лечь в игру как можно больше пальчиков. Движения должны быть в меру энергичными. Вот несколько примеров подоб¬ных игр.
«Сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке,
(Указательный и средний пальцы правой руки «бегут» вниз по левой руке.)
Побежали, побежали
(Теперь левая рука «сбегает» вниз по правой.)
И друг дружку повстречали,
(Сплести пальцы «в замок».)
Так друг дружку обнимали,
(Крепко сжимать сплетенные пальцы.)
Что едва мы их разняли.
(С усилием разомкнуть руки.)

«Птички»
Летели две птички,
Ростом невелички.
(Махи кистями рук.)
как они летели,
Все люди глядели,
(Указательные и большие пальцы, образующие колечки, приложить к глазам.)
Летели, летели,
(Махи кистями рук.)
Сели посидели,
(Кисти рук положить на голову.)
Взвились, улетели.
(Махи кистями рук.)

Упражнения 2- 3 года

«Догонялки»
В этой игре карандашик ребенка убегает, а ваш догоняет, можно и наоборот. Успех игры для ребенка зависит не от того, как быстро вы двигаете карандашом, а от того, сколько эмоций вы при этом выражаете. От свободных «пробежек» по бумаге переходите к ограниченному дорожками пространству, это потребует от малыша большей скоординированности своих действий.
«Рисуем натюрморт»
Вам понадобятся настоящие или искусственные овощи я фрукты: красные яблоко, помидор, желтые лимон, банан, зеленые огурец, груша, синий виноград, оранжевый апель¬син. Дайте малышу потрогать, прогладить руками форму всех этих предметов. Пусть он разложит их на группы — круглые (яблоко, апельсин, помидор) и вытянутые (огурец, банан), обратите внимание на необычную форму груши. А теперь помогите ребенку правильно подобрать краски и, взяв его руку своей рукой, нанесите круглые и продолговатые формы на бумагу. Возможно, ребенок захочет самостоятельно нано¬сить краску, и его изображения будут далеки от реального видения предметов. Поддержите кроху. Попробуйте догово¬риться, например, пока вы рисуете огурец или грушу, ма¬лыш способом приманивания крупной кисточкой сможет нарисовать ягоды винограда, если вы ему покажете, как это сделать. Не добивайтесь от ребенка правильной композиции. На данном возрастном этапе это не так важно.
«Рисование пипеткой»
Сначала немного «поколдуйте» вместе с ребенком над красками. Возьмите шесть небольших баночек из-под детс¬кого питания. Налейте воду в три из них. На глазах у ребен¬ка добавьте в воду краску (красную, желтую и синюю), каж¬дый цвет в отдельную банку. Вместе с ребенком порадуйтесь превращению чистой воды в цветную. Теперь перелейте в пустую баночку немного красной и желтой водички. Встрях¬ните, у вас получится оранжевая краска. Таким же образом смешайте в отдельных баночках красную и синюю, синюю и желтую воду. У вас появятся фиолетовая и зеленая краски.
Возьмите пипетку с толстой резиной. Покажите ребенку, как набрать воду и выпустить ее в банку. Капните цветные капли на белый лист бумаги. Пока они не высохли, у них есть объем и блеск. Это удивительно красиво. Проведите дорожку от одной капли к другой. Если наклонить лист, то побежит цветной ручеек. Можно подуть на каплю из соломинки. Это хорошо развивает органы дыхания и способствует развитию речи. Пусть малыш попробует перетаскивать цветные капель¬ки пипеткой. Возможно, это не сразу у него получится, но это очень хорошая тренировка для мелкой моторики руки.
«Пуантилизм»
Если у ребенка уже был опыт рисования руками и паль¬цами, скорее всего, любимыми приемами малыша были при¬шлепывания ладонью и размазывание пальцами. Попробуй¬те обучить его новому приему рисования — приманиванию пальчиками. Этот прием более сложен, так как требует от ребенка более целенаправленных движений руки. Но это впол¬не по силам двухлетнему малышу.
Начните с дополнения линии. Нарисуйте на листе линия¬ми веточку. А ваш малыш, обмакнув пальчик в красную краску, с удовольствием украсит ее яркими ягодами. Паль¬чик можно обтереть мокрой тряпочкой, а затем «нанести» на веточку листочки. Голубыми каплями может капать дождик.
А на цветном фоне снежными хлопьями ребенок укроет нарисованное вами дерево. На ниточку он сможет нанести, че¬редуя пальчики левой и правой руки, разноцветные бусы. А по дорожке поползет разноцветная гусеница.
Можно попросить ребенка украсить готовый силуэт. На¬пример, нарисовать барашку мягкую шерстку, рыбке разно¬цветную чешую, а бабочке — цветные крылышки.
Если у ребенка возможность испачкать руки вызывает неприятные ощущения (в этом возрасте такое встречается часто), то можно воспользоваться ватной палочкой.
«Заколдованные картинки»
Такие игры помогают развивать у ребенка связь между причиной и следствием с отсроченным результатом. Если судить по историческим рассказам, то этим приемом часто пользовались революционеры-конспираторы. Если на тонкой белой бумаге рисовать кисточкой молоком, изображение не видно. Но если такой лист погреть над лампой или зажжен¬ной свечой, коричневое изображение проступает на поверх¬ности. С первого раза малыш не поймет, откуда взялась кар¬тинка, для него такая игра похожа на фокус. И только после многократных повторений он может уловить связь между действиями и результатом.
«Крупяные фантазии»
Возьмите разные виды круп и лист цветного картона. Насыпьте крупу в мисочку. Покажите малышу, как, захва¬тив горсточку крупы, рассыпать ее на лист. Объясните, что делать это нужно осторожно, чтобы крупа не ссыпалась на пол, а помещалась только на бумажном листе. Теперь по¬смотрите внимательно, какую форму образовали ваши рос¬сыпи: «На что это похоже?» Если нужно, поправьте силуэт пальчиком. Затем возьмите карандаш или фломастер и обве¬дите получившуюся фигуру. Теперь крупу можно временно ссыпать обратно в миску, а нарисованный контур замазать клеем. После этого можете смело насыпать крупу обратно на лист. Некоторое время нужно подождать, пока клей подсохнет. Стряхните остатки крупы. Если хотите, получившееся изображение можно покрыть гуашевой краской. У вас получится симпатичная мозаичная картинка.
«Обрывная аппликация»
Если к этому времени у ребенка накопился кое-какой опыт общения с бумагой: он рвал, мял ее, приклеивал готовые формы вместе с вами, настало время познакомить его с тех¬никой обрывной аппликации.
Для этого малышу нужно овладеть двумя несложными приемами: разрывать небольшой лист бумаги на полоски, а полоски в свою очередь на более мелкие кусочки. Чтобы по¬мочь крохе, надорвите край листа и покажите, как удобнее тянуть бумагу. Скоро он научится делать необходимые над¬рывы сам.
Из таких разорванных полосок и квадратиков можно выкладывать и наклеивать различные картинки: «листики на веточке», «пушистый цыпленок», «мохнатый котенок», «лохматые облака», «винегрет в тарелочке», «веселенькое одеяло» или «полосатый шарфик» для дедушки и т. п.
«Вкусные фантазии»
Можно создавать «картины» с помощью продуктов. Хол¬стом послужит большое блюдо. А изображение может полу¬читься очень вкусным.
Попробуйте сделать веселые рожицы.
Поговорите с ребенком о его лице. Пусть он найдет и по¬кажет, где у него или у вас носик, ротик и глазки. Разрежьте апельсин таким образом, чтобы получился аккуратный кружок. Сделайте на нем глазки из изюминок, нос из ореха и рот из кусочка сливы. Теперь угостите малыша этим аппе¬титным «личиком». Нарежьте еще несколько кружочков апельсина, пусть малыш сам делает на них «рожицы».
Смешные фантазии можно сделать, намазав половинки булочек маслом или плавленным сыром и украсив кусочка¬ми овощей (морковь, огурцы, перец, сладкая кукуруза, ре¬дис, оливки и т. п.).
Доверьте ребенку изюм, засахаренные фрукты, кокосо¬вую стружку или даже шприц с шоколадным кремом и по¬звольте ему украсить вашу домашнюю выпечку или просто хлеб, намазанный маслом.
«Играем в Высокую моду»
Вы доставите немало удовольствия себе и ребенку, если не выбросите свои старые наряды, украшения, головные убо¬ры, пояса, воротники и другие вещи, а сложите их в короб¬ку. Ваша коробка позволит вам устроить настоящий бал-кар¬навал. Попросите ребенка не только примерить понравивши¬еся вещи, но и подобрать костюм для вас. Немного фантазии — и в ход пойдут старые накидки, занавески, солнечные очки и купальные принадлежности. Если под рукой окажется фото¬аппарат, то впоследствии вы сможете создать собственный журнал мод.

 

Тел. 8 (985) 362-01-19 практикующий психолог, Костюхина Ольга Сергеевна.

 

 

    Консультация бизнес-тренера

    Ольга Костюхина

    бизнес-тренер, коуч

    Бизнес-тренинги в Москве