Диагностика нервнопсихического развития детей раннего возраста

В книге К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной и Л.Г. Голубевой «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» (2004, с. 141) указаны примерные показатели нервно-психического развития и методика определения этих факторов.
Ниже приводятся серии заданий, предъявляемых ребенку в соответствии с его возрастом. Они предполагают как наблюдение за ребенком в естественных для него условиях, так и создание специальным образом организованной ситуации эксперимента. Каждое задание содержит критерии, по которым определяется соответствие степени сформированности различного рода навыков нормативным показателям нервно-психического развития или отклонение от них. На эти нормы опираются для оказания психологической помощи детям.

1 год 3 месяца

1. Понимание речи — запас понимаемых слов быстро расширяется. Понимает названия действий, окружающих предметов.
Задание 1
Материал. 3-4 игрушки (разные виды транспортных средств, животных; предметы обихода, детских игр — часы, мячик, собака).
Методика. Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывается 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где…?» — ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают найти.
Поведение ребенка. По просьбе взрослого он находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Задание считается выполненным, если малыш выбирает не менее 3 предметов.
Задание 2
Материал. Предметы одежды, обуви.
Методика. Ситуация естественная: общение с ребенком в группе. Малышу предлагают найти 4 предмета одежды: шапку, ботинки, платье, рубашку.
Поведение ребенка. По слову взрослого он находит нужные предметы, указывая на них рукой.
Задание считается выполненным, если малыш найдет не менее 3 предметов.
Задание 3
Материал. Сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».
Поведение ребенка. Выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в кроватку.
Задание считается выполненным, если ребенок выполняет все предложенные ему действия.
Задание 4
Методика. Ситуация естественная. При организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка», «Найди, где часы», «Покажи, где твой горшочек», «Иди мыть руки».
Поведение ребенка. Выполняет поручения взрослого.
Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи.

2. Активная речь — пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в моменты двигательной активности, удивления, радости.
Методика. Ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 минут.
Поведение ребенка. Разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах» и др.).

3. Сенсорное развитие — ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Материал. Кубы-вкладыши. Длина ребра большого куба 10 см, малого — 7 см.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывают маленький куб из большого. Предлагают положить куб обратно (вложить маленький в большой).
Поведение ребенка. Вкладывает маленький куб в большой. При этом он может не-сколько раз (не более 3 раз) повторить действие.
Задание считается выполненным, если ребенку удается следовать инструкции.

4. Игра и действия с предметами — воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).

Задание 1
Материал. Кукла, тарелочка.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают перечисленные предметы и предлагают задание — покормить куклу. Если малыш затрудняется, можно вначале продемонстрировать ему это действие.
Поведение ребенка. Подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.
Примечание. Данное задание можно не проверять, если ребенок выполнил его при выявлении понимания речи.
Задание 2
Материал. 2 кирпичика, 2 кубика.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают поиграть с кубиками: сделать машину («би-би») или построить дом. Если он затрудняется, действие можно показать.
Поведение ребенка. Самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика машину, двигает ее, воспроизводя движения, или кладет один кубик на другой (строит дом).
Задание 3
Материал. Стержень с 4-5 кольцами (одной величины).
Методика. Ребенку предлагают надеть кольца на стержень.
Поведение ребенка. Надевает кольца на стержень.
Действия с предметами считаются сформированными в достаточной степени, если ребенок решает все три задачи самостоятельно или по показу взрослого.

5. Движения — ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Методика. Ситуация естественная — наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности.
Поведение ребенка. Выполняет указанные движения.

6. Навыки самообслуживания — самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Методика. Ситуация естественная—процесс еды.
Поведение ребенка. Самостоятельно ест второе блюдо (каша, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может оставить пищу несъеденной, проявить неаккуратность.

1 год 6 месяцев

1. Понимание речи — обобщает предметы по существенным признакам на основе понимания речи взрослого.
Задание I
Материал. 2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвет), предмет, сходный с одним из них по тому же признаку (кошка белая, кошка Г черная, собака черная) и контрольный предмет (кукла).
Методика. Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. Затем предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.
Задание 2
Материал. Ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.
Методика. Та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка. Находит однородные предметы по слову взрослого (кошка белая и черная, ложка десертная и игрушечная).

2. Активная речь — пользуется облегченными («би-би») и правильными («машина») словами, называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
Материал. 4 предмета (кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой их вынимают.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?», «Кто это?». «Что это?»
Поведение ребенка. Называет предметы правильно («зайка») или облегченными («ляля») словами.
3. Сенсорное развитие — ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
Материал. 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (предметы одного цвета и близкие по размеру).
Методика. Специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вперемежку. Берет кубик, ставит перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если малыш затрудняется действовать по слову взрослого, ему надо показать, как и что надо делать (поставить одни кубик на другой). Затем необходимо снять кубики, вновь поместить перед ребенком один кубик и предложить выполнить задание. Далее взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает найти еще шарики и скатить их так же.
Поведение ребенка. По образцу и слову взрослого выполняет задание: подбирает предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором — шарики).
4. Игра и действия с предметами — отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия.
Задание 1
Материал. Кукла, носовой платок.

Методика. Специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «У Ляли грязный носик. Вот платок».
Поведение ребенка. Прикладывает носовой платок к носу куклы.
Задание 2
Материал. Кукла с волосами, расческа.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла Ляля растрепанная. Вот расческа».
Поведение ребенка. Прикладывает расческу к голове куклы и водит ею по волосам.
Действия считаются сформированными, если ребенок выполняет оба задания.
5. Движения — перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.
Материал. 4 брусочка.
Методика. Специально подготовленная ситуаций (проверка возможна и на занятии гимнастикой). На пол на некотором расстоянии друг от друга кладут брусочки. Ребенку предлагают перешагнуть через них. Если малыш не понимает задание, можно показать ему движение, затем встать перед ним и позвать к себе.
Поведение ребенка. Перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.
6. Навыки самообслуживания — самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Материал. Глубокая тарелка с жидкой кашей, десертная ложка.
Методика. Ситуация естественная (во время обеда).
Поведение ребенка. Самостоятельно съедает жидкую пищу ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулаке).

1 год 9 месяцев

1. Понимание речи — понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
Материал. Кукла, носовой платок.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и задает соответствующие вопросы («Где дети умываются?» и др.).
Поведение ребенка: Отвечает на вопросы взрослого, указывая на нужную картинку.
2. Активная речь — во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Методика. Ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются во время игры, занятий.
Поведение ребенка. Во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
3. Сенсорное развитие — ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Материал. 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого 10 см, второго — 7 см, третьего—4 см.
Методика. Взрослый на глазах у малыша достает кубы один из другого и ставит их вперемежку, после чего предлагает ребенку собрать их вновь.
Поведение ребенка. По слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может сделать 2-3 попытки.
4. Движения — ходит по ограниченной поверхности (ширина 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см).
Материал. Скамейка высотой 15-20 см, ширина доски 15-20 см.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают пройти по доске без помощи взрослого (взойти и сойти можно с помощью воспитателя).
Поведение ребенка. Проходит по ограниченной поверхности (доска) без помощи взрослого.
5. Навыки самообслуживания — частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает колготки, ботинки, шапку).
Методика. Ситуация естественная (при раздевании ребенка).
Поведение ребенка. Снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), шапку.

2 года

1. Понимание речи — понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях из его личного опыта.
Материал. Специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенок может находиться в группе с другими двумя-тремя детьми, сидящими полукругом. Взрослый сидит напротив и рассказывает сначала одну часть текста, после чего задает два вопроса. Затем продолжает рассказ и задает два следующие вопроса.
Например: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальто, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть).
После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел гулять на улицу?», «Что Машенька надела?»
«На улице гуляли детки. Вдруг выскочила собака и залаяла на Машу: «Ав-ав». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собака не кусается». Собака убежала. Маша больше не плакала и пошла играть с детьми» (вторая часть).
«Кто испугал Машу на улице?», «А что сказала Маше тетя?» — спрашивает взрослый по окончании рассказа.
Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого.
2. Активная речь — при общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика. Ситуация естественная (во время игры, при общении со взрослым).
Поведение ребенка. Общается со взрослым посредством речи, используя двух- и трехсловные предложения.
3. Сенсорное развитие — подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета.
Материал. 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цветов).
Методика. Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают варежки в следующем порядке: красную, зеленую, синюю, красную, синюю, зеленую. Воспитатель дает ребенку варежку и предлагает найти вторую такого же цвета. Затем порядок варежек меняется на следующий: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка. Правильно подбирает по образцу все три цвета: к красной варежке — красную, к синей — синюю, к зеленой — зеленую. Ребенок должен решить одно задание.
4. Игра и действия с предметами — воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
Задание 1
Материал. Кукла-голыш высотой 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Можно также использовать игру ребенка, если он купает куклу. Перед малышом раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная».
Поведение ребенка. Воспроизводите куклой ряд последовательных действий: сажает в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы использует по назначению.
Задание 2
Методика. Наблюдение за ребенком в игре, когда он воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду’ и вытирает ее, лечит куклу (опускает пипетку в баночку, а потом прикладывает к носу куклы).
Поведение ребенка. Малыш в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2-3), используя предметы по назначению.
5. Движения — перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
Материал. 3-4 брусочка.
Методика. На расстоянии 20 см кладут брусочки, ребенку предлагают перешагнуть через них. Если малыш не понимает задание, взрослый показывает, как надо действовать.
Поведение ребенка Шагает через брусочки чередующимся шагом.
6. Навыки самообслуживания — частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика. Ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку.
Поведение ребенка. Самостоятельно, без помощи взрослого может надеть названные предметы одежды.

2 года — 2 года 6 месяцев

1. Активная речь — говорит многословными предложениями (более 3 слов). Появляются вопросы «Где?», «Куда?»
Задание 1
Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседуете ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или прогулки).
Поведение ребенка. В своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3 слов).
Задание 2
Методика. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка во время самостоятельной деятельности в течение 20-30 минут.
Поведение ребенка. Хотя бы раз задает вопрос «Где?» или «Куда?».
2. Сенсорное развитие — подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале, находит предметы четырех основных цветов.
Задание 1
Материал. Два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
Методика. Специально подготовленная ситуация. Один комплект дают ребенку, другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
Поведение ребенка. Правильно дает взрослому соответствующую фигуру.
Задание 2
Материал. Цветное лото, в котором есть 4 карточки, окрашенные в основные цвета, и 4 карточки с изображением разнообразных предметов таких же цветов (следует выбирать изображения знакомых детям предметов, прежде не использовавшиеся в занятиях).
Методика. Специально подготовленная ситуация. Взрослый дает ребенку карточки четырех цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же четыре цвета (цвета чередуют). Затем спрашивает, на какой фон надо положить эту картинку.
Поведение ребенка. Правильно подбирает по две картинки каждого цвета.
3. Игра — игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает последовательность и взаимосвязь двух-трех действий из жизни окружающих.
Материал. Пособия для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Игрушки для нескольких сюжетных игр разложены произвольно.
Поведение ребенка. Дает развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
4. Конструктивная деятельность — самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их.
Материал. Строительный материал разнообразной геометрической формы каждой в двух экземплярах (всего —10-14 штук).
Методика. Ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку дают набор строительного материала и предлагают что- либо построить. Если ребенок затрудняется в выборе объекта для строительства, можно ему помочь, предложив какой-то объект.
Поведение ребенка. Выполняет 1-2 простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый ребенком предмет (стол, ступ, кровать, дом и др.).
5. Навыки самообслуживания — полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно.
Методика 1. Ситуация естественная (во время одевания после сна или сборов на прогулку).
Поведение ребенка. Самостоятельно надевает рубашку, штаны, колготки, шапку, пальто.
Методика 2. Ситуация естественная (во время еды).
Поведение ребенка. Ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе.
6. Движения — перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см.
Материал. Палка или веревка.
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую над полом на 20-28 см.
Поведение ребенка. Перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.

2 года 6 месяцев — 3 года

1. Активная речь — начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «Почему?», «Когда?».
Методика 1. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.
Поведение ребенка. Хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение.
Методика 2. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время еды, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 минут.
Поведение ребенка. Хотя бы раз употребляет вопрос «Почему?» или «Когда?».
2. Сенсорное развитие — в своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета.
Задание I
Материал. Геометрическая мозаика, прилагаемые к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых заложены основные геометрические фигуры.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки, накладывая их на образец.
Поведение ребенка. Правильно подбирает мозаику к рисунку.
Задание 2
Материал. 8 однотонно окрашенных предметов по 2 одинакового цвета, но разной формы (красный кубик, красный конус и др.).
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет ю другим и опрашивает: «Какого цвета шарик?» Цвета чередуются.
Поведение ребенка. Правильно называет хотя бы по одному разу четыре основных цвета.
3. Игра – появляются элементы ролевой игры.
Задание 1
Материал. Разнообразные сюжетные игрушки.
Методика. Ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20-30 минут,
Поведение ребенка. Отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом.
Задание 2
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его; «Кто ты?»
Поведение ребенка. На вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием,
4. Конструктивная деятельность — появляются сложные сюжетные постройки.
Материал. Разнообразные геометрические фигуры по две каждой формы (всего 10- 14 штук). Величина материала зависит от места организации занятия ребенка (за столом или на полу).
Методика. Ситуация провоцирующая. Если малыш сидит за столом, дается средний или мелкий материал, если на полу — крупный строительный материал (можно использовать дополнительный материал — автомобиль, мелкие игрушки).
Поведение ребенка. Делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему Играет с этой постройкой,
5. Изобразительная деятельность — с помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их.
Задание 1
Материал. Кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6, диаметром 1,5- 2 см.
Методика. Ситуация провоцирующая. Ребенку дают кусок пластилина в виде цилиндра и предлагают что-нибудь вылепить.
Поведение ребенка. Лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
Задание 2
Материал. Лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).
Методика. Специально подготовленная ситуация. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.
Поведение ребенка. Изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
6. Навыки самообслуживания — самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания.
Методика 1. Ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка. Самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.
Методика 2. Ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка: Если лицо или руки загрязнились, сам пользуется салфеткой.
7. Движения — перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.
Материал. Палка, веревка, поднятая на указанную высоту.
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.
Поведение ребенка. Свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.

Записаться на консультацию или получить предварительную информацию, Вы можете по тел. 8-926-534-22-74

Написать бизнес-тренеру

Ольга Костюхина

бизнес-тренер, коуч

Бизнес-тренинги в Москве