Нормативы |
Возраст |
|||||
1,3 |
1,6 |
1,9 |
2 |
2-2,6 |
2,6 — 3 |
|
1. Понимание речи | Запас понимаемых слов быстро расширяется. Понимает названия действий, окружающих предметов | Обобщает предметы по существенным признакам на основе понимания речи взрослого. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. | Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях из его личного опыта. |
— |
— |
2. Активная речь | Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в моменты двигательной активности, удивления, радости | Пользуется облегченными («би-би») и правильными («машина») словами, называет предметы и действия в момент сильной заинтересован ности. |
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. | Общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. | Говорит многословными предложениями (более 3 слов). Появляются вопросы «Где?», «Куда?» | Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «Почему?», «Когда?». |
3. Сенсорное развитие | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. | Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). | Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. | Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета. | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале, находит предметы четырех основных цветов. | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета. |
4. Игра и действия с предметами | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень). | Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия. |
— |
Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает последовательность и взаимосвязь двух-трех действий из жизни окружающих. | Появляются элементы ролевой игры. |
5. Движения | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). | Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом. | Ходит по ограниченной поверхности (ширина 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см). | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. |
6. Навыки самообслужи- вания |
Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает колготки, ботинки, шапку). | Частично надевает одежду (ботинки, шапку). | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно. | Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. |
7. Конструктив-ная деятельность |
— |
— |
— |
— |
Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их. | Появляются сложные сюжетные постройки. |
8. Изобразитель- ная деятельность |
— |
— |
— |
— |
С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их. |
Профессиональная психологическая помощь в Москве детям и взрослым, от психологического центра «ОК».