Психологическая помощь при травме

Прежде чем рассмотреть виды помощи при травме, рассмотрим, что такое травма и какие ее проявления.
Травма — это болезненное состояние, возникающее в вследствие отрицательных психических воздействий.
Рассмотрим несколько примеров травмы — потеря близкого человека и неизлечимая болезнь.
В первом случае, если умирает близкий человек, на силу травмы будут влиять многие факторы такие, как опыт предыдущих переживаний, стрессоустойчивость, темперамент, степень родства, поддержка близких и т.д. Человек, столкнувшись с утратой, испытывает горе. У горя есть стадии, которые надо пройти, чтобы пережить его.
А именно: стадия отрицания. На этой стадии человек не хочет верить в то, что произошло. (не может быть.. а может это ошибка.. люди часто не хотят идти на похороны, чтобы не принимать реальность) Цель этой стадии — принятие реальности.
Следующая стадия — уговоры (если бы мы не поехали.. если бы он не зашел в магазин..). Человек сам себя уговаривает принять смерть близкого.

Как проявляется тревога

Тревога — страх за себя и близких. Человек реагирует на любые изменения, они несутдополнительную тревогу. Увеличивается контроль (умерла мать, стали глаз не спускать с ребенка).
Стадия гнева, все должны почувствовать, ЧТО он чувствует, ищет виноватых (врачи, суды).
   Гнев и ярость на стечение обстоятельств, на то, что он остался один ( за этими чувствами стоит принятие т.к. человек уже начинает отдавать себе отчет в происходящем). Все эти стадии могут проживаться по несколько раз, в любой последовательности. В среднем, работа горя длиться от 2 мес. до 2 лет. Все эти стадии ведут к принятию утраты. У человека должен остаться образ умершего, как воспоминания, светлая память (не про то, как могло или может быть, а про то, как было хорошо тогда). Горе проходит, печаль остается.
   Психолог отслеживает эти стадии, объясняет человеку, ЧТО с ним происходит. Семья это как один механизм, если уходит один, механизм продолжает работать. Обязанности умершего должны быть распределены между членами семьи. Тяжесть утраты во многом зависит от того, насколько тяжело заменить ролевые функции умершего. На тяжесть переживания горя могут также влиять – внезапная смерть близкого, суицид, пропажа без вести (если тело не найдено), незаконченные общие дела, ссоры накануне.
   Плохо с утратой справляются люди, которые держат чувства в себе (я должен быть сильным, я не буду плакать..). Такой подход осложняет работу горя. Все отрицательные переживания не выходят наружу, а остаются внутри, что может привести к развитию соматических заболеваний и, если чувство не пережито, человек будет туда возвращаться снова и снова, даже незначительное происшествие может «выбить его из седла» и проявится это может, например, в приступе гнева из за ерунды. Человек и подумать не может, что это связано с не пережитой утратой. Повторюсь, отрицательная энергия должна найти выход и лучше, дать волю чувствам и оплакать утрату т.е. пережить ее.
Подводя итог, скажу, что работа психолога заключается в увеличении способности к осознанию потери, помощи клиенту в выражении чувств, помощи жить без умершего, облегчении эмоционального состояния, обеспечении процесса горевания , налаживании нормального поведения.
  Потеря неизбежно воскрешает в памяти все прошлые утраты, но каждая утрата, если она пережита, дает толчок к личностному росту.

Как сообщить ребенку о смерти близкого?

Часто взрослые сталкиваются с вопросами:

• Говорить ли ребенку о смерти близкого?
• Брать ли ребенка на похороны?
• Вспоминать ли вместе умершего?
  Ответ — Да. Ребенок все равно поймет, что что-то произошло, только эта неопределенность добавит тревожность. Он будет видеть, что все изменилось, но не будет понимать почему. Сообщать ребенку должен близкий человек, кому ребенок доверяет. Говорить надо прямо. Попробовать установить контакт с ребенком — погладить, обнять (естественно самим при этом не рыдая навзрыд, а четко, уверенно). Если вы берете ребенка на похороны, то надо рассказать, ЧТО там будет происходить, что люди ведут себя по-разному — кто-то плачет, кто-то нет, и надо конечно быть вместе с ребенком, не бросать его там одного, со своими чувствами и переживаниями. Можно, также, спросить хочет ли ребенок пойти. Объяснив, что на похоронах можно попрощаться с умершим. Это такой обычай. (Если нет, то нет).

В первое время для эмоционального здоровья ребенка будет очень важно соблюдать режим и распорядок, как было до. Надо показать, что то, что произошло, не выбило вас из колеи, жизнь продолжается. Если ребенок потом начинает задавать вопросы про смерть (а чем он там дышит, что ест..), надо отвечать коротко и конкретно (телу не нужен кислород и еда, оно не работает). Это нормально. Бывает даже дети какое-то время играют в похороны. Это их способ принятия.

Если человек неизлечимо болен

   Он проходит похожие стадии, как и при переживании горя — отрицание болезни, агрессия или протест (почему я..), стадия тревоги или сделки (больше не буду курить.. или буду каждый день ходить в церковь..), депрессия (на этой стадии идет принятие) принятие смерти, диагноза. Работа психолога будет также заключаться в отслеживании стадий, помощи в их прохождении. Объяснению человеку, ЧТО с ним происходит. Обычно помощь нужна и близким т.к. они не знают как себя вести, как помочь, чувствуют свою беспомощность. Возможно даже чувство вины.

 

Автор статьи, практикующий психолог Ольга Сергеевна. Записаться на консультацию или получить предварительную информацию, Вы можете по тел. 8-926-534-22-74

    Консультация бизнес-тренера

    Ольга Костюхина

    бизнес-тренер, коуч

    Бизнес-тренинги в Москве