Клиенториентированный сервис в тренде

Клиентоориентированные компании привлекают все больше клиентов. Потребители хотят получать хороший сервис: не стоять в очередях, платить быстро и удобно, желают быть услышанными, хотят взаимодействий, хотят видеть приветливые лица вокруг. Атмосфера очень важна! Но более важна эмоция. В тренде не продукты, а эмоции и ощущения. Если всё еще продаете товары, а не эмоции и соучастие. Если вы занимаетесь услугами, а не решением проблем и задач аудитории — вы отстаете от тенденций изменения вашей же аудитории.

 

Почему компании повышают сервис:

  • Если компания клиентоориентированная, то она тратит меньше средств на рекламу, т.к. многие клиенты возвращаются и покупают снова, советуют знакомым. То есть цель прозаичная — экономия и эффективность.
  • Лояльные клиенты покупают больше и чаще. Цель также проста — повышение среднего чека и продаж.
  • Это серьезное конкурентное преимущество. Маркетинговые войны не закончатся никогда. И если аргументы (которые чаще всего есть у всех) закончились — время отмежеваться от конкурентов особыми преимуществами

 

Как создать клиентоориентированный сервис?

  • Если компания маленькая, то бо́льшую часть берут на себя сотрудники. Коммуникации становятся основным фактором. Улыбки, корректное общение, искренняя помощь, сострадание и соучастие. Разумные продажи. Строго говоря — сервис с человеческим лицом.
  • Если компания крупная, то нужно улучшать бизнес-процессы: системы автоматизации, CRM, онлайн сервисы и системы мониторинга, чат-боты и сбор обратной связи, программа лояльности и улучшения маркетинга/сбыта. Ну и конечно, коммуникации все равно никто не отменял.

 

Как стать клиентоориентированной компанией?

Единого рецепта нет и не будет. Но есть ряд классических механик и чек-листов, помогающих понять примерно состояние компании с точки зрения клиентоориентированного подхода. Именно они и являются базой для построения такого типа компании. А вот далее нужно начать строить систему, четкая работа которой больше не даст вам сбиться с пути, а затраты будут вознаграждены. Система начинается с введения стандартов, обучения и переобучения сотрудников, внедрения автоматизации и регламентов. Система также начинается с азов для сотрудников: правильные фразы и формулировки, приветствия и фразы-перемычки между разговорами. Это легкий уровень.

Гораздо тяжелее поменять мышление, объяснить, почему это важно и «заставить» сотрудников делать многие вещи искренне, желать развития себе и своей компании, быть лояльнее. Это безусловно сложно, но отнюдь не невозможно.

Конечно, новых сотрудников далее набирать с оглядкой на новые стандарты и требования. То есть нужно улучшить и HR механики в вашей компании — ввести специальные опросники и тесты, проводить более подробные собеседования. Клиентоориентированный сотрудник должен мыслить позитивно («стакан на половину полон»), должен уметь брать на себя ответственность, иметь внутренний локус контроля, быть общительным и дружелюбным, иметь позитивный вектор и т.д.

 

Примеры АНТИклиентоориентированного подхода:

  • РЕСТОРАН: долгое ожидание официанта, неубранные столы, отсутствие многих блюд, нет фраз вежливости, нет обратной связи и работы над ошибками
  • B2B: получено письмо от клиента — нет ответа в течение дня. Ответ длинный, сложночитаемый, перечислено все через запятую, читать долго, разобраться сложно. В экстренных или форс-мажорных обстоятельствах нет понимания и обратной связи.
  • САЛОН: задержки записи, отсутствие атмосферы/музыки, не предлагаются напитки, нет акций и стремления к повторным заказам
  • МАГАЗИН розница: нет контакта с покупателем, не предлагается актуальный товар, не предлагается ничего вообще. Нет советов, консультанты не профессиональны и/или грубы
  • ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН: отсутствие базового приветствия: «Добрый день, Компания _____, слушаю вас». Нет уточнений, нет вопросов про потребности, интонация усталая. Фразы: «Посмотрите на сайте, там все написано», «ничем не могу помочь» и так далее

 

Всё это лишь малые примеры того, как важно и порой очень нужно ориентироваться на свою аудиторию в первую очередь. Решение её проблем — решение ваших проблем. И если вы будете ценить свою аудиторию — она ответит взаимностью. А это и рост масштабов, и прибыли, и укрупнение бизнеса, и рост имиджа.

 

Всё равно есть вопросы? Оставьте заявку ниже с пометкой «Клиентоориентированность в тренде» и получите экспресс-консультацию от практикующего бизнес-тренера!

    Консультация бизнес-тренера

    Ольга Костюхина

    бизнес-тренер, коуч

    Бизнес-тренинги в Москве