Сложности тренерской работы

 

Сложности с которыми сталкивается бизнес-тренер при обучении  — это в первую очередь отсутствие понимания участниками своих некомпетенций (слабых сторон).

Дело в том, что обучение происходит только в тот момент, когда человек осознает важность той или иной информации. Т.е., понимает, что данные знания ему нужны для того, чтобы достичь лучших результатов в своей деятельности.

Например, я как бизнес-тренер, понимаю, что постановка звучания голоса и четкость речи — это важный аспект для «самоулучшения себя в профессии». Если я это понимаю, то я буду делать упражнения, тренировать речь и т.д. Если же нет, то ничего делать я не буду. Зачем время и деньги зря тратить?

Также думают многие участники тренингов, — Зачем я буду тратить на это время? Говорить я итак умею, аргументировать тоже вроде получается, делать презентацию могу и т.д.  Участник закрыт для развития и обучения. На тренинге он будет играть роль -«я все знаю» и мешать остальным.

 

Поэтому, основная задача бизнес-тренера на начальном этапе — это показать участникам их зоны роста.

 

Как? Через проблематизацию — создание ситуации «неуспеха» в игре, в упражнении, т.е. дать участникам возможность увидеть их некомпетенции, понять — ЧТО они не умеют. Тогда значимость недостающих знаний возрастает и участники «впитывают» информацию.

Далее достаточно дать возможность потренировать новые, улучшенные модели поведения. При необходимости, их также скорректировать.

 

Вторая по значимости сложность при обучении сотрудников, на мой взгляд — это маленькая группа (до 4-х человек).

В такой группе совсем нет динамики и совместная активность идет тяжело. Сложно давать упражнения на отработку, нет азарта и т.д. В таких случаях я стараюсь больше использовать кейсы для самостоятельного разбора участниками.

 

На третьем месте — это разный опыт участников. Есть сотрудники, которые работают в своей отрасли 10 лет и есть новички, которые только пришли. Очень сложно дать значимую информацию для тех и других. Это как группа, где изучают высшую математику, в которую пришли люди, только узнавшие цифры. Им нельзя дать что-то сложное, они просто не справятся, а если им даешь элементарные примеры, то скучно остальным. Поэтому, желательно учесть разный опыт группы и по возможности сформировать две группы или предложить опытным сотрудникам экспертную роль на тренинге, чтобы они имели возможность  поделиться своим опытом. Это будет им приятно и полезно для остальных участников.

В данной статье я описала три основных сложности в обучении сотрудников, с точки зрения бизнес-тренера, конечно. Но есть и ряд других, например: не комфортное помещение, низкая мотивация, личные конфликты участников и т.д.

В любом случае, чтобы тренинг прошел хорошо, нужно тщательно подготовиться, все продумать, запланировать вариант «Б», на всякий случай))

Если вы хотите провести качественный тренинг, и вам нужна помощь, звоните 8 (926) 534-22-74.

Ольга Костюхина

бизнес-тренер, коуч

Бизнес-тренинги в Москве