Обучение в онлайн и в очном формате.

 

Есть распространенное заблуждение, что онлайн обучение не так эффективно. Конечно, я согласна, что не для всех тем подходит такая форма обучения. Например, потренировать навыки онлайн мастерства вы точно не сможете в онлайн формате, а вот обучиться тайм менеджменту или правилам оформления коммерческого предложения в онлайн формате — можно.

Чему и как учить, чтобы было эффективно.

 Обучение в онлайн формате не слишком отличается по методологии разработки от очного обучения. В онлайн обучении (в качестве примера я беру проведение вебинаров), также, должен быть соблюден цикл Колба. Проведена проблематизация, анализ, корректировка дальнейших действий и закрепление.

Принципиальная разница лишь в меньшем наборе инструментов. Так, например, на вебинаре не провести ролевую игру и не организовать работу в мини группах, зато есть ряд других методов, которые тренер может эффективно использовать.

Например, для проблематизации в онлайн обучении лучше всего подойдет кейс, небольшая история из своего опыта или видеонализ опыта других людей. Для отработки и закрепления материала хорошо подойдет формат мини тестов или домашних заданий. Ну а что касается теории, то слайды — это лучший способ передачи теории. Главное — cледовать следующим правилам: 1 тема — 1 слайд, спокойный фон, умеренное количество картинок и рисунков, размер шрифта 18-20.

Поэтому, первое что стоит учесть, чтобы онлайн обучение было эффективным — это правильный выбор темы. Второе — подбор подходящих активностей. Третье — это структура занятий. Об этом я хочу написать подробнее.

Под структурой я пониманию количество занятий по теме, их продолжительность и частоту. Согласно моей практике, оптимальное количество занятий для группы — это 6-8 занятий. При этом, занятия должны проходить через день, по 45-50 минут каждое, в утренние часы, с последующим выполнением домашнего задания. Информация дается пропорционально, каждое занятие — это новая тема. Например, для тренинга по тайм менеджменту темы могут выглядеть следующим образом: инструменты постановки целей; расстановка приоритетов; долгосрочное планирование; краткосрочное и ежедневное планирование; планирование по типу характера; отвлекающие и помогающие факторы в организации рабочего времени. Небольшие по объему темы лучше усваиваются и закрепляются. При такой структуре проведения достигается максимальный результат усвоение материала. Также, это удобно для сотрудников, т.к. «короткое обучение» не сильно отвлекает от работы.

 

Еще одной важной составляющей онлайн обучения является геймификация. Например, все, кто делает вовремя домашние задания, получают по итогам курса Сертификаты или другие поощрительные призы. Геймификация положительно влияет на мотивацию участников!

 

Также, есть еще ряд преимуществ онлайн обучения (вебинаров) о которых необходимо упомянуть:

  • Вебинары выгоднее по цене, чем очное обучение. За раз можно обучить до 100 сотрудников, что безусловно, требовало бы больших затрат при очном обучении.
  • Ведутся видеозаписи вебинаров, т.е. если сотрудник пропустил вебинар по каким-то причинам, он может посмотреть его в записи.

Я считаю, что онлайн обучение может быть очень эффективным при правильном выборе темы и структуры обучения. Поэтому, задача тренера — адаптировать свою программу под особенности онлайн формата с учетом данной специфики.

Написать бизнес-тренеру

Ольга Костюхина

бизнес-тренер, коуч

Бизнес-тренинги в Москве