Как провести результативное обучение в компании?

— Добрый день, Ольга. Вы уже давно занимаетесь организацией и проведением тренингов, что вам кажется наиболее сложным в вашей работе?

— Добрый день. Как ни странно, но самое сложное — это вовсе не проведение и организация тренинга, а возможность донести до заказчика его необходимую структуру. Я имею в виду, что перед тренингом должна быть диагностика участников, хотя бы в виде анкетирования, на основе чего, должен быть разработан сам тренинг и проведен, а потом, обязательно посттренинговое сопровождение.

 

— Вы хотите сказать, что заказчик, как правило, хочет только один тренинг?

— Да. Заказчик или из экономии времени, или средств, говорит, что у него всего один день. Обучите мне, пожалуйста, персонал. Но надо понимать, что обучая чему-то, возьмем в качестве примера — езду на велосипеде, — кто-то, может, поедет сразу, но будет часто падать, кто-то поймет — как ездить, но ехать самостоятельно не сможет и т.д. Поэтому, задача тренинга не только рассказать как, но и показать как ,  и научить. А за один день научить всех сотрудников делать что-то по-другому, изменить привычные действия — тяжело. Важно ведь не только объяснить — как по-другому, но и сделать так, чтобы они захотели по-другому делать. А это большой труд.

 

— Но ведь один тренинг лучше, чем ничего?

— Безусловно, просто его результат гораздо ниже, чем от комплексного подхода и, если уже заниматься вопросом обучения в компании, то делать это нужно качественно, а не ради «галочки» или следуя за модой.

 

— Я согласна с вами, что в последнее время тренинги стали очень популярны и многие компании заказывают их не только для получения знаний, но и для командообразования и решения других задач.

— Да, задач у тренингов может быть много. Начиная от развлекательной программы, заканчивая выработкой навыков и стандартов для участников. Все зависит, как я уже сказала, от целей заказчика. Заказчик озвучивает цель, а тренер уже «вписывает» программу тренинга в возможности заказчика. И, если сказано, что у тебя 4 часа, то значит нужно за эти 4 часа дать максимум. А диагностику и посттренинговое сопровождение можно рекомендовать в качестве дополнительной услуги.

 

 

— А сколько требуется времени на посттренинговое сопровождение?

— Во многом это зависит от самой группы, но, приблизительно, это 30-40% времени от основного тренинга. Т.е., если тренинг длился 6 часов, то посттренинг может длиться — 2-3 часа.

 

— А посттренинг входит в стоимость тренинга?

— Обычно, это обговаривается индивидуально с заказчиком, и посттренинг может предлагаться в качестве бонуса или оплачиваться отдельно, например за тренинг-час. Так, заказчику проще рассчитать свои финансовые возможности.

 

— Что нужно сделать компании, если она хочет  провести результативное обучение?

— В первую очередь, нужно следовать рекомендациям тренера. Тренер — профессионал. Он знает, за какое время он сможет качественно преподнести материал и для какого количества человек. А поработав с группой, может сказать, сколько времени нужно на практику — посттренинг, а может и не нужно. Поэтому, в каждом случае у тренера индивидуальный подход. Важно, чтобы заказчики понимали важность рекомендаций, а не гнались за сиюминутным удобством или незначительной экономией.

Результат от обучения — долгосрочный и инвестиции в обучение — долгосрочные, важно подойти к обучению серьезно и системно, тогда будет результат.

Еще я хотела сказать, что процесс обучения должен быть постоянным, т.е., если компания обучила персонал техникам продаж, то через несколько месяцев желательно провести тренинг по тайм менеджменту или по продажам, но уже «продвинутый», а не базовый.

Т.к. любые знания хорошо работают, если их обновлять, применять. Также, любое обучение — это хорошая мотивация для персонала, что тоже отражается на качестве работы.

 

— Что еще важно учесть для организации эффективного обучения?

— Вовлечение. Содержание. Процесс. Теперь по порядку — вовлечение, важно, чтобы каждый сотрудник понимал, для чего это обучение нужно, в чем оно ему поможет и как, тогда участники будут вести себя на тренинге активно и стараться использовать полученные знания и после тренинга. Содержание — важно, чтобы информация была нужной и полезной для участников, т.е. актуальной, тогда она будет восприниматься. И процесс — сотрудники должны чувствовать себя комфортно, т.е. должны быть условия для работы группы — просторное, удобное помещение, проветриваемое, предусмотрены кофе брейки. Группа должна быть однородная, постоянная. Т.е. не так, чтобы сегодня пришли послушать менеджеры по продажам, а завтра еще секретаря посадили, типа, пусть тоже учится, под конец еще директор решил принять участие. Постоянно звонит телефон и менеджеры бегают отвечать, т.к. больше некому. Группа, работает как один механизм и должна быть сплоченность, иметь общие цели, идеи, поэтому важна однородность и стабильность. Если учесть эти три составляющие, то с большой долей вероятности можно говорить, что обучение будет результативным.

 

— Спасибо, за ваши комментарии. На наши вопросы отвечала бизнес-тренер Костюхина Ольга.

 

Ольга Костюхина

бизнес-тренер, коуч

Бизнес-тренинги в Москве