Психологические игры с детьми

 

   Тренинг, от англ. cлова train – тренировать. Т.е. на тренинге речь идет о том, чтобы что-то натренировать, какой-тонавык, например, общительность или уверенность. Также, тренинг заставляет увидеть как бы себя со стороны, задуматься об эффективности своего поведения, изменении стереотипов и шаблонов поведения в пользу более конструктивных.Особенность тренинга в том, что у человека должно быть желание что-то узнать, изменить. Взрослые на тренинг идут осмысленно, с определенной целью. А что делать с детьми, с подростками, которые не хотят ни меняться, ни учиться, а тренинг воспринимается как урок, где сейчас будут заставлять что-то делать. Ответ прост, тренинги не для них, им больше подойдут психологические игры. С чего вообще, спросите, я затронула эту тему, не хотят и не надо. Просто многие общественные организации и социальные центры, пытаясь изменить детей в лучшую сторону, воздействовать на них положительно, просят проводить психологические тренинги. У младших школьников они идут плохо, разве только у старшеклассников могут вызвать интерес, и то надо уметь найти подход, не дай бог, у вас будут не модные ботинки…

Что значит «психологические игры»

Что же делать с детьми от 8-12 лет? Психологические игры самый верный способ. Что значат психологические игры? Игры, назовем их так, со смыслом. Например, которые учат поведению в команде. Или которые тренируют внимание и память, или направлены на поднятие самооценки и многое другое. Психологические игры и тренинги, в отличие от лекций,содержат ряд упражнений, например, игра на “Льдине” способствует сплочению, формированию доверия, демонстрирует принцип командной работы. Правила такие – делимся на команды по 2-3 человека. На пол кладется газета, каждая команда встает на газету. Делается объявление, что вы дрейфуете на отколовшейся льдине посреди океана, вам надо удержаться на льдине до прибытия спасателей, если кто-то из игроков ступит на пол, то команда проигрывает, считается“утонувшей”. Начался шторм и у льдины отломился кусок, оторвать по кусочку газеты и так до тех пор, пока какая-токоманда не победит. Можно после игры обсудить – что помогла победившей команде? Кто что чувствовал? Когда в жизнибыли такие ситуации, когда сплоченность помогала и наоборот.

Какие существуют психологические игры  

Вот игра на умение расслабиться – Облако. Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоковдохните и выдохните…
   Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твоелицо?
    Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
    Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно исчастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 секунд.)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то,что оно так хорошо тебя покатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись иснова будь бодрый, свежий и внимательный.
   Игра – Маленькие успехи. Помогает отследить собственные успехи, зафиксироваться на позитивных моментах. Инструкция– Вспомните ваши успехи, хотя бы незначительные, достигнутые вами за последние дни (недели). На это вам 2 мин. Потом поделитесь воспоминаниями. Обсудить, что, при желании, свои достижения, пусть даже небольшие, можно обнаружить в любом, самом обыденном дне. Для чего важно замечать их?
   Игра – Многие бояться а я нет, способствует повышению уверенности, информирует о методах преодоления страха.Инструкция – группе дается 2-3 мин, чтобы придумать как можно больше продолжений фразе. После чего группа делится на команды и обсуждает получившиеся варианты и методы, которые помогли преодолеть страх. После чего от группы выступает1 человек, который рассказывает, какие способы преодоления страха были упомянуты. Обсудить – какие способы кажутся самыми эффективными? Всегда ли стоит справляться со страхом или иногда надо к нему прислушиваться?
   Игра – Мне удается. Повышение мотивации к обучению. Инструкция – участники поочередно встают и говорят о каком-то деле, которое ему хорошо удается и отвечают на 2 вопроса – Как им удалось этому научиться? Где это может пригодиться? Обсудить, чему из рассказанного другим участникам захотелось научиться?
   Вот примерные психологические игры и тренинги, которые можно проводить с детьми. Они взяты из книги Фоппеля “Как научить детей сотрудничать”. Конечно, надо отметить, что с детьми длительность игр должна быть не больше 20-30 мин,лучше чаще делать перерывы, физкульт минутки, чередовать с творческими играми, например на “дорисуй картинку”, где ребенку дается лист с парой несвязанных линей или зигзагов и просят дорисовать картину, используя фантазию. Еще раз хочу обратить внимание, что психологические игры сильно отличаются от тренингов по глубине проработки материала, по уровню подачи, но, ни в коем случае, не по важности результата.

Автор статьи, практикующий психолог Ольга Сергеевна. Записаться на консультацию или получить предварительную информацию, Вы можете по тел. 8-926-534-22-74

Ольга Костюхина

бизнес-тренер, коуч

Бизнес-тренинги в Москве